ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Актуальность. Депрессия и тревога, наблюдающаяся в общемедицинской практике, может приводить к дезадаптирующим состояниям, снижающим работоспособность, и способствует проявлению различных психосоматических нарушений. Поэтому своевременная диагностика данных расстройств во многих случаях становится важным условием успешности оказания медицинской помощи и возвращения пациента к труду. Клинические проявления профессиональных и производственно обусловленных заболеваний зачастую сопровождаются тревожной и депрессивной симптоматикой, которая может протекать как коморбидное психическое расстройство либо быть аффективным включением.
Цель исследования — изучить характер распределения и выраженность значений вторичной тревоги и депрессии при оказании специальной стационарной медицинской помощи по профилю профпатологии путем проведения скринингового обследования и разработать практические рекомендации по диагностике.
Материалы и методы. С помощью госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS и шкалы депрессии Бека у входящего потока пациентов (n=260) проводилось тестирование на выявление показаний вторичной тревоги и депрессии. Для изучения зависимостей выраженности значений тревоги от выраженности значений депрессии и выраженности тревоги и депрессии от возраста пациентов использовался корреляционный анализ. С помощью критерия Манна — Уитни проведено сравнение между выборкой респондентов со значениями тревоги и депрессии и контрольной группой с нормальными показателями для всех групп болезней по МКБ–10. Также в общей выборке и в отдельности для группы мужчин и женщин проведено сравнение трех групп заболеваний — профессиональных, производственно обусловленных и других. Результаты. В группе риска из 94 пациентов с выраженной симптоматикой тревоги (10,9±2,84) и депрессии (10,2±1,9) 67% составили женщины. У данной группы более высокие показатели тревоги и депрессии по опроснику HADS по сравнению с группой мужчин (33%, p<0,001). Зависимость выраженности признаков тревоги от выраженности признаков депрессии для совместной выборки мужчин и женщин составила 0,337 (p≤0,05). В отдельности для группы женщин 0,251 (p≤0,05) и для группы мужчин 0,252 (p≤0,05). Это позволяет считать, что с повышением выраженности тревоги может расти и выраженность депрессии. Зависимость между возрастом пациента и выраженностью его симптомов тревоги 0,144 (p≤0,05) и депрессии 0,199 (p≤0,05) подтверждает тенденцию к данной зависимости. Характер распределения показателей тревоги и депрессии среди пациентов с профессиональной и производственно обусловленной патологией показал преобладание значения тревоги при профессиональных (10,5±2,4) и производственно обусловленных (11,8±3,2) заболеваниях в группе женщин. Преобладание депрессии при профессиональных (10,5±2,4) и производственно обусловленных (10,4±2) заболеваниях также была выявлена в группе женщин. Критерий различия между выборкой респондентов со значениями тревоги и депрессии и контрольной группой с нормальными показателями для всех групп болезней по МКБ–10 (p<0,001). Различия показателей депрессии между группами профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (р=0,08) свидетельствуют о том, что у пациентов с профессиональными заболеваниями значения по шкале депрессии более выражены. У женщин с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями значения депрессия гораздо выше, чем у женщин с прочими заболеваниями (р=0,02). Таким образом, у женщины с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями показатели шкал тревоги и депрессии выше, чем у мужчин.
Выводы. Скрининговое обследование на наличие признаков тревоги и депрессии при оказании специальной стационарной медицинской помощи по профилю профпатологии, выявило повышенные показатели по тревоге и депрессии в группе женщин. С повышением выраженности показателей тревоги растет и выраженность показателей депрессии. Зависимость показателей тревоги и депрессии от возраста пациентов подтверждают тенденцию к данной зависимости. Характер распределения показателей тревоги и депрессии среди пациентов с профессиональной и производственно обусловленной патологией показал преобладание значения тревоги при профессиональных и производственно обусловленных заболеваниях в группе женщин. Преобладание показателей депрессии при профессиональных и производственно обусловленных заболеваниях также была выявлена в группе женщин. В женской группе у пациенток с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями показатели депрессии гораздо выше, чем у пациенток с прочими заболеваниями. Таким образом, женщины с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями более склонны испытывать тревожные и депрессивные переживания, чем мужчины. Разработка практических рекомендаций по диагностике признаков тревоги и депрессии сводится к психопросветительской работе по предупреждению негативной стигматизации вопросов, касающихся психического здоровья, проведения своевременных обследований с элементами биоинформационного моделирования и с использованием системы поддержки принятия врачебных решений.
Введение. В настоящее время, несмотря на научно-технический прогресс и внедрение современных безопасных технологий на производствах, связанных с пылеобразованием и пылевыделением, повышенный риск развития пылевой патологии легких отмечен в машиностроительной и горнодобывающей промышленности. Хронические заболевания легких, в том числе и профессиональные, представляют собой одну из актуальных проблем современной респираторной медицины и являются причиной снижения качества жизни, трудоспособности и увеличения смертности работающего населения. Недостаточно изученными являются особенности течения пылевых заболеваний легких на ранних стадиях патологического процесса, не выявлены функциональные и биологические маркеры — критерии индивидуального прогноза состояния пациента.
Цель исследования — оценка иммунологического профиля, факторов роста, ранняя диагностика и прогнозирование течения современных форм профессиональных заболеваний легких.
Материалы и методы. Для оценки показателей цитокинового профиля при пылевых заболеваниях легких (различной степени тяжести хронический пылевой бронхит, силикоз и пневмокониоз от воздействия сварочных аэрозолей) проведено обследование 161 человека основных групп: 1 группа — 35 человек, имевших длительный производственный контакт с промышленными фиброгенными аэрозолями, у которых не было обнаружено клинических и рентгенологических признаков поражения легких (контактные); 2 группа — 39 человек с хроническим пылевым бронхитом; 3 группа — 56 больных силикозом (преимущественно интерстициальная форма, рентгенологическая характеристика процесса соответствовала категориям от s1 до u2); 4 группа — 31 больной с пневмокониозом от воздействия высокодисперсных сварочных аэрозолей (преимущественно узелковая форма, рентгенологическая характеристика процесса соответствовала категориям р1, р2, q1, q2). В 5 (контрольную) группу вошли 60 человек — доноры ГБУЗ СО «Самарская областная клиническая станция переливания крови», а также работники промышленных предприятий и учреждений, не имевшие в процессе работы контакта с промышленными фиброгенными аэрозолями (здоровые).
Уровни иммуноглобулинов А, М, G в сыворотке определялись методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. Оценка показателей общего иммуноглобулина Е (IgE), иммуноглобулинов A, M, G (Ig А, M, G), цитокинов: интерлейкинов 1α, 1β, 4, 8 (IL–1α, IL–1β, IL–4, IL–8), интерферона γ (IFNγ), фактора некроза опухоли α (TNFα), фактора роста фибробластов (FGF2), фактора роста эндотелия сосудов (VEGF) в сыворотке крови проводилась методом твердофазного иммуноферментного анализа.
Результаты. Определены особенности течения пылевых заболеваний легких: выявленные особенности иммунологического профиля, увеличение уровня факторов роста позволяет установить особенности возникновения, течения и прогрессирования пылевых заболеваний легких.
Выводы. Определение иммунологического профиля позволяет не только повысить качество ранней диагностики, но и оптимизировать стратегии первичной и вторичной профилактики при данной патологии, прогнозировать течение заболевания, снизить количество инвалидизирующих форм.
Введение. В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников патология органов дыхания занимает ведущее место, составив в Республике Татарстан 60%. Наиболее распространенными являются заболевания от воздействия инфекционных агентов в виде различных форм туберкулеза органов дыхания. Чаще всего диагностируется инфильтративная форма, сопровождающаяся в 48,6% случаев бацилловыделением.
Цель исследования — изучение структуры профессиональных заболеваний органов дыхания у работников отрасли здравоохранения Республики Татарстан, выявление факторов, влияющих их на раннюю диагностику при проведении медицинских осмотров.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ случаев профессиональных заболеваний органов дыхания у медицинских работников по данным Управления Роспотребнадзора Республики Татарстан и регистра больных республиканского центра профпатологии
Результаты. В структуре профессиональных заболеваний органов дыхания лидирующее место занимают легочные формы туберкулеза, составив 86%, далее следует бронхиальная астма — 8%, хронический токсический бронхит — 4% и субатрофический ринофаринголарингит — 2%. Анализ случаев профессиональной респираторной патологии показал, что только туберкулез выявлялся при прохождении периодических медицинских осмотров. Другие заболевания органов дыхания были диагностированы по обращению за медицинской помощью, когда наметилась выраженная отрицательная тенденция и при первичной связи заболевания с профессией пришлось говорить о направлении в бюро медико-социальной экспертизы.
Выводы. Ранней диагностики профессиональных заболеваний органов дыхания аллергической этиологии и токсических поражений органов дыхания у медицинский работников на периодических медицинских осмотрах можно добиться качеством проведения специальной оценки условий труда за счет обязательной оценки химического фактора — контакта с аллергенами, противоопухолевыми лекарственными средствами, гормонами, ферментами микробного происхождения, наркотическими анальгетиками независимо от концентрации вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Также необходимо учитывать наличие веществ с остронаправленным раздражающим действием.
Введение. Рост экологически обусловленных заболеваний органов дыхания представляется актуальной проблемой респираторной медицины. Свердловская область является крупным многоотраслевым промышленным центром, что определяет высокий уровень пылевой патологии в регионе. При этом многие вопросы нозологической верификации пылевых поражений легких остаются недостаточно изученными.
Цель исследования — определить структуру пылевой патологии и разработать критерии морфологической диагностики пылевых поражений органов дыхания на материале резекций легких при опухолях.
Материалы и методы. Работа основана на изучении патоморфологии пылевых поражений органов дыхания в 315 случаях резекций легких и внутригрудных лимфатических узлов у больных первичным раком легкого, прооперированных в клинике торакальной хирургии Свердловского областного противотуберкулезного диспансера. Проведено макроскопическое, гистологическое исследование операционного материала легких и лимфатических узлов; для выявления анизотропных структур в пылевых скоплениях во всех случаях выполнялась поляризационная микроскопия. В сложных случаях экспертной оценки для изучения элементного состава пыли в ткани легких и лимфоузлов применялся наиболее эффективный и достоверный метод — сканирующая электронная микроскопия с рентгеноспектральным микроанализом.
Результаты. Пылевые поражения органов дыхания выявлены практически во всех случаях и представлены непрофессиональными запылениями — изменениями, ассоциированными с курением, бытовым антракокониозом и пылевыми поражениями профессиональной природы (пневмокониозы). Определена частота пылевых поражений и сформулированы критерии морфологической диагностики бытовых и профессиональных пылевых поражений. Показано, что в большинстве случаев при исследовании операционного материала при раке легкого выявляются признаки «сочетанного запыления», включающие в себя морфологические проявления пневмокониозов профессиональной и бытовой природы. Пневмокониозы профессиональной природы выявлены в 34 (10,8%) случаях при наличии соответствующего пылевого стажа в анамнезе. На материале резекций обнаружены морфологические признаки силикоза и антракосиликоза (5 случаев, 1,6%), пневмокониоза электросварщика (13 случаев, 4,2%), бокситового пневмокониоза (8 случаев, 2,5%), пневмокониоза, вызванного пылью титана (2 случая, 0,6%), пневмокониоза, вызванного воздействием пыли смешанного состава (6 случаев, 1,9%). Асбест-ассоциированные поражения морфологически определены в 3 случаях (2,2%). Обращает на себя внимание относительно высокая частота бокситового пневмокониоза, морфологические критерии диагностики которого, включая цветовые особенности анизотропии, представлены практически впервые.
Выводы. Разработан «Алгоритм морфологической диагностики пылевых поражений органов дыхания при опухолях легкого», применение которого способствует совершенствованию морфологической диагностики и нозологической верификации пылевой патологии легких. При этом следует подчеркнуть, что морфологический диагноз пневмокониоза требует проведения клинико-рентгенологических сопоставлений и обязательного подтверждения специалистами-профпатологами. Таким образом, диагноз пылевой патологии легких по данным резекций должен являться результатом совместной мультидисциплинарной работы врачей различных специальностей.
ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
Обеспечение сохранения трудового потенциала страны всегда было приоритетом российского здравоохранения. Анализ питания группы людей, объединенных по ряду признаков (пол, возраст, место проживания, особенности трудовой деятельности), является актуальным направлением в реализации лечебно-профилактических мероприятий.
С целью разработки профилактических рекомендаций по рационализации питания проведен анализ питания мужчин различного возраста г. Новокузнецка, трудовая деятельность которых характеризуется низким уровнем физической активности.
Проведено ретроспективное одномоментное исследование 169 мужчин в возрасте 23–48 лет с низкой физической активностью, проживающих более 10 лет в г. Новокузнецке. Выделены две группы: 1 группа — до 39 лет включительно (89 человек) и 2 группа — 40 лет и старше (80 человек). Проведена оценка фактического питания мужчин компьютерной программой «Анализ состояния питания человека» (Версия 1.2. ГУ НИИ питания РАМН 2003–2005 гг.).
Калорийность рациона превышала нормативы в 1 группе в 1,6 раза (на 1333 ккал), во 2 группе — в 1,7 раза (на 1367 ккал). Увеличено потребление общего жира у мужчин до 39 лет в 1,4 раза, в 40 лет и старше — в 1,5 раза, а доля насыщенных жирных кислот (НЖК) выше нормы в 1,3 раза у мужчин до 39 лет, а в возрасте 40 лет и старше — в 1,6 раза; холестерина выше нормативных значений: в возрасте до 39 лет на 175 мг, в возрасте 40 лет и старше — на 365 мг. Потребление белка в обеих группах статистически значимо превышало норму (116 г при норме 68 г и 113 г при норме 65 г в группе 1 и 2 соответственно). Установлен дефицит потребления пищевых волокон на 12 и 10 г соответственно в группах исследования, при увеличенном использовании в питании моно и дисахаров в 2 и более раз. Потребление минеральных веществ у мужчин в обеих группах статистически значимо превышено по сравнению с нормами физиологических потребностей (НФП) потребление натрия (p1<0,001, p2<0,001); калия (p1=0,001, p2=0,001); кальция (p1<0,02, p2=0,02); фосфора (p1<0,001, p2<0,001), железа (p1<0,001; p2<0,001), витаминов A в ретиноловых эквивалентах (p1=0,004, p2<0,001), B2 (p1=0,03, p2=0,02); C (p1=0,04, p2=0,002).
Рационы питания трудоспособных мужчин с низким уровнем физической активности несбалансированны в сторону превышения общей калорийности рациона, количества белков и жиров, простых углеводов, холестерина, натрия, калия, фосфора, кальция, железа, витаминов А, С, В2, что является серьезным фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и должно учитываться при реализации лечебно-профилактических программ на предприятиях.
Представлен научно обоснованный способ и методы определения уровня энерготрат, которые удобны для практического применения при массовых физиолого-гигиенических и экспериментальных исследованиях в зависимости от их целей и задач.
Определение величины энерготрат человека рекомендуется осуществлять путем мониторинговых исследований в течение смены с последующим расчетом средневзвешенного значения частоты сердечных сокращений с учетом различных видов выполняемой работы, технологических перерывов и вынужденных простоев. При этом учитывается весь комплекс факторов окружающей среды и трудового процесса, обусловливающих физическую и тепловую нагрузку работающих мужчин и женщин в соответствии с их возрастом и массой тела.
ДИСКУССИИ
В современных условиях возрастают индивидуализация и оптимизация обучения и дополнительного профессионального образования широкого круга специалистов для укрепления «кадровой базы» и решения усложняющихся внутренних и внешних задач. Индивидуализированное обучение предполагает: 1) подбор людей по критерию личностной предрасположенности к данному виду профессиональной деятельности; 2) построение адекватной системы внешнего обучающего воздействия в рамках профильного обучения и подготовки персонала. Перед гигиеной труда и медициной труда как дисциплинами и практическими областями встают задачи использования труда как фактора здоровья и саморазвития человека, увеличивающих его жизнестойкость, адаптивность и профессиональное долголетие.
Цель исследования — выделение индивидуально-типологических профилей с учетом профессиональной деятельности и возраста для совершенствования профотбора, развития и сопровождения специалистов различных профессий. В выборку вошло 389 человек (ср. возраст — 29,5±8,5 года), из них 169 участников профессионального сообщества «Институт развития лидеров» и 220 человек — специалистов экстремального профиля. Респонденты относились к следующим профилям профессиональной деятельности: административно-управленческий; информационно-технический; научно-исследовательский и охранный. Использован следующий методический комплекс: о. SSS; о. TIPI; о. MMPI; о. Грасмика; о. BIS/BAS; о. EPQ; субъективная шкала оценки собственных предпринимательских навыков. Выявлено, что для лиц административно-управленческого профиля было характерно сочетание высокого уровня активационной системы, направленной на получение дополнительной новой стимуляции, склонности к риску и невысокой эмоциональной устойчивости. Индивидуально-типологические характеристики лиц охранного профиля были схожи предыдущей группе за исключением более низкого образовательного уровня и выраженного эгоцентризма. Лицам информационно-аналитического профиля профессиональной деятельности был свойственен низкий уровень активационной системы и эмоциональной неустойчивости им была присуща склонность к риску. Лиц научно-исследовательского профиля отличал низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость при ориентированности на субъективные критерии.
Выявлена наибольшая информативность психологических переменных для возрастной группы от 16 до 21 года. Проверка прогнозной ценности дискриминантных моделей, где целевыми переменными выступали профили профессиональной деятельности, выявила высокое качество модели только при отнесении обследуемых к группе охранного профиля. Подтверждена информативность диагностики индивидуально-типологических характеристик для решения задач предикации поведенческого реагирования и профотбора. Характеристики специалистов различных профессиональных профилей обладают прогнозной ценностью в отношении риска дезадаптации и декомпенсации при изменении трудового статуса.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ISSN 2618-8945 (Online)