Нормативно-правовые основы создания и функционирования центров охраны здоровья моряков в Российской Федерации
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-9-586-595
EDN: sniyas
Аннотация
Введение. Обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане предполагает развитие медико-санитарного обеспечения морской деятельности, которое в настоящее время требует комплексных подходов при реализации требований к сохранению здоровья работников российского флота, установленных международными правовыми актами о здравоохранении и медицинском обслуживании в морском судоходстве, участницей которых является Российская Федерация. В связи с этим особую значимость приобретают гармонизация законодательства и совершенствование мероприятий, связанных с организацией и функционированием центров охраны здоровья моряков.
Цель исследования — проведение комплексного правового мониторинга национальных нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы деятельности центров охраны здоровья моряков, в сопоставлении с международными нормами.
Материалы и методы. Изучены и проанализированы научные публикации за период с 1980 по 2023 гг., определяющие проблемы медико-санитарного обеспечения работников водного транспорта, методические подходы Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда, Международной морской организации в этой области, а также действующие международные и российские нормативные правовые акты, информация официальных сайтов органов исполнительной власти и организаций.
Результаты. В исследованиях установлено, что на сегодняшний день значительно пострадала существовавшая ранее в нашей стране система охраны здоровья моряков, а для её восстановления необходим комплексный подход и централизация медицинского обеспечения морской деятельности в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации и Концепцией развития морской медицины. С этой целью в структуре подведомственных ФМБА России организаций в крупных портовых городах создаются Головной и региональные центры охраны здоровья моряков, осуществляющие учётно-аналитическую, организационно-методическую, нормотворческую, лечебно-профилактическую, экспертную, научную и образовательную деятельность. Важным направлением в работе этих центров является проведение профилактических мероприятий и выявление профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Для успешного развития единой системы медико-санитарного обеспечения работников морского и речного флота функции по нормативно-правовому регулированию в этой сфере целесообразно возложить на ФМБА России.
Заключение. Восстановление полноценной отечественной системы оказания медицинской помощи работникам водного транспорта возможно за счёт создания и нормативного закрепления деятельности центров охраны здоровья моряков в структуре организаций ФМБА России, что является существенным условием достижения соответствия национальной морской политики международным требованиям в сфере охраны здоровья и безопасности мореплавания при сохранении своих стратегических целей и интересов в области морского и речного судоходства.
Этика. Исследование проведено с соблюдением этических норм. Данное исследование не требовало заключения этического комитета.
Участие авторов:
Воронкова С.В. — концепция и дизайн исследования, сбор, анализ и интерпретация данных, написание и редактирование текста;
Абакумов А.А. — концепция и дизайн исследования, написание и редактирование текста;
Торшин Г.С. — сбор, анализ и интерпретация данных, редактирование текста;
Малинина С.В. — сбор, анализ и интерпретация данных;
Андрусенко А.Н. — сбор, анализ и интерпретация данных;
Грабский Ю.В. — интерпретация данных, редактирование текста.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания от 30.12.2022 № 388-00098-23-00.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Дата поступления: 07.08.2023 / Дата принятия к печати: 28.08.2023 / Дата публикации: 05.10.2023
Об авторах
Светлана Владимировна ВоронковаРоссия
Старший научный сотрудник лаборатории судовой и водолазной медицины ФГБУН «Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины» Федерального медико-биологического агентства, кандидат юридических наук, магистр общественного здравоохранения.
e-mail: sv3341015@yandex.ru
Алексей А. Абакумов
Россия
Георгий С. Торшин
Россия
Снежана В. Малинина
Россия
Андрей Н. Андрусенко
Россия
Юрий В. Грабский
Россия
Список литературы
1. Семенов С.В. К истории организации государственного санитарного надзора на водном транспорте в РСФСР. Гигиена и санитария. 1984; (1): 36–38.
2. Казак Н.Д., Мухин Н.В. История развития госсанэпидслужбы Московского водного бассейна. ЗНиСО. 2013; 1(238): 44–46.
3. Семенов С.В., Спицын С.А., Эстрин А.Э. О совершенствовании организации государственного санитарного надзора за судами. Гигиена и санитария. 1990; (1): 82–83.
4. Бумай О.К., Иванченко А.В., Абакумов А.А. и др. Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы. Мед. экстрем. сит. 2017; 59(1): 65–77.
5. Textbook of Maritime Medicine. https://maritimemedicine.org/2016/06/24/textbook-of-maritime-medicine/
6. Будиев А.Ю., Лупачев В.В., Логунов К.В. О необходимости создания научно-методического центра морской и арктической медицины. Журнал медико-биол. исслед. 2015; (2): 101–103.
7. Медицинская помощь на море: Циркуляр. письмо Ком. по безопасности на море Междунар. мор. орг. № 960 от 25.05.2000; [Подгот. В.В. Бронштейн и др.]. СПб., 2000.
8. Мосягин И.Г. О состоянии морской медицины и концептуальных подходах к ее развитию в Российской Федерации. Морская мед. 2016; 2(4): 7–19. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2016-2-4-7-19
9. Решение Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации № 1 от 30.05.2019. Морская мед. 2019; 5(3): 124–127.
10. Бумай О.К., Абакумов А.А., Турлаков Ю.С. Актуальные проблемы по созданию единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Мед. экстрем. сит. 2020; 22(1): 109–116.
11. Tomaszunas S. Health Care for Seafarers. The Lancet. 1998; 351(9110): 1148. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(05)79117-0.
12. Мосягин И.Г., Горбатова Л.Н., Бойко И.М., Казакевич Е.В. Центры морской медицины, системы подготовки и аккредитации специалистов в сфере морской медицины. Морская мед. 2019; 5(2): 7–17 https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-2-7-17
13. Воронкова С.В., Абакумов А.А., Бумай О.К. и др. Современное состояние и проблемные вопросы оказания медицинской помощи в акватории Северного морского пути. Мед. труда и пром. экол. 2022; 62(4): 212–224. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-212-224
14. Протокол расширенного заседания секции по морской медицине Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. № 1. Морская мед. 2023; 9(1): 104–111.
15. Мосягин И.Г., Казакевич Е.В., Бойко И.М. Роль и место морской медицины в Российском здравоохранении. Морская мед. 2019; 5(1): 17–27 https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-1-17-27
16. Морозов С.И., Транковский Д.Е. Условия труда и профессиональная заболеваемость работников водного транспорта в Приморском крае. Здоровье. Мед. экология. Наука. 2013; 2–3(52): 72–73.
17. Воронкова С.В. Развитие информационного взаимодействия как ключевой элемент государственного управления рисками и охраны здоровья. Сан. врач. 2020; (3): 68–76. https://doi.org/10.33920/med-08-2003-08
Рецензия
Для цитирования:
Воронкова С.В., Абакумов А.А., Торшин Г.С., Малинина С.В., Андрусенко А.Н., Грабский Ю.В. Нормативно-правовые основы создания и функционирования центров охраны здоровья моряков в Российской Федерации. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(9):586-595. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-9-586-595. EDN: sniyas
For citation:
Voronkova S.V., Abakumov A.A., Torshin G.S., Malinina S.V., Andrusenko A.N., Grabskii Yu.V. Regulatory and legal bases for the establishment and functioning of seafarers' health protection centers in the Russian Federation. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2023;63(9):586-595. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-9-586-595. EDN: sniyas