Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Профессиональный стресс у педагогических и медицинских работников и его профилактика

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-2-122-128

Аннотация

В современных условиях важной задачей медицины труда остаётся изучение физиологических особенностей формирования профессионального стресса с оценкой воздействия неблагоприятных стресс-факторов различной интенсивности и длительности на организм педагогических и медицинских работников.

Цель исследования — физиолого-гигиеническая оценка устойчивости к стрессу и физиологических реакций организма работника на воздействие нервно-эмоциональных нагрузок для научно обоснованной разработки системы мер, направленных на сохранение здоровья и оптимизацию профессиональной деятельности у педагогических и медицинских работников.

Проведена гигиеническая оценка условий труда в образовательных организациях Санкт‑Петербурга, образа жизни по результатам анкетирования преподавателей (всего 116 256 единиц информации) и состояния здоровья преподавателей по данным диспансерного осмотра (418 преподавателей) и анкетного скрининга (346 респондентов).

Физиолого-гигиенические исследования труда медицинских сестёр, детских хирургов и медицинских работников, занятых в ковидном госпитале, включали количественную оценку устойчивости к стрессу с помощью нового методического подхода. Всего обследовано 130 человек, проведено 1194 замера психофизиологических показателей. Статическая обработка данных осуществлялась с помощью комплектов статистических программ EpiInfo 3.5.2., Statistica 10, MicrosoftExсel 2010.

У педагогических и медицинских работников умственного труда с выраженным компонентом межличностного общения выявлен высокий уровень нервно-эмоциональной нагрузки, который с высокой степенью достоверности коррелирует с физиологическими сдвигами и показателем устойчивости к стресс-воздействиям. Проведено изучение распространённости хронических заболеваний у преподавателей, которое выявило в структуре заболеваемости преобладание болезней системы кровообращения. Внедрён и апробирован комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В результате анализа данных установлено, что недостаточная устойчивость к стрессу, низкий уровень физической подготовленности (тренированности) формируют выраженные изменения параметров кардиогемодинамики у педагогов. По результатам исследований разработана система здоровьесберегающего поведения педагогических и медицинских работников, универсальная для образовательных и медицинских организаций.

Ограничения исследования. Имеются количественные ограничения, обусловленные числом медицинского персонала ковидного госпиталя.

Этика. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБНУ «НИИ МТ» (протокол № 4 от 14.04.2021 г.)

Участие авторов:
Баймаков Е.А. — концепция исследования и дизайн, написание текста;
Мишкич И.А. — концепция исследования и дизайн, написание текста;
Еременко С.А. — сбор и обработка данных;
Юшкова О.И. — концепция исследования и дизайн, написание текста, редактирование;
Капустина А.В. — сбор и обработка данных, редактирование;
Зайцева А.В. — сбор и обработка данных;
Ониани Х.Т. — сбор и обработка данных.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 25.01.2023 / Дата принятия к печати: 30.01.2023 / Дата публикации: 25.02.2023

Об авторах

Е. А. Баймаков
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


И. А. Мишкич
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


С. А. Еременко
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


Ольга Игоревна Юшкова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия

Главный научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «НИИ МТ», д-р мед. наук, профессор.

e-mail: doktorolga@inbox.ru



А. В. Капустина
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


А. В. Зайцева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Х. Т. Ониани
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Список литературы

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс; 1979.

2. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина; 1981.

3. Seibt R., Spitzer S., Blank M., Scheuch K. Predictors of work ability in occupations with psychological stress. Journal of Public Health. 2008; 17(1): 9–18. https://doi.org/10.1007/s10389-008-0194-9

4. Muhammad Iqbal Hashmi. Causes and Prevention of Occupational Stress. IOSR Journal of Dental and Medical Sciences. 2015; 14: 98–104. https://clck.ru/33Z6bs

5. Mohajan H.K. The Occupational Stress and Risk of it among the Employees. International Journal of Mainstream Social Science. 2012; 2(2): 17–34.

6. Kalimo R. Recognitionofwork-relatedstress and means of its prevention. Book of abstracts XIV Asian conference on occupational health. China; 1994.

7. Хананашвили М.И. Информационные неврозы. Л.: Медицина; 1978.

8. Mason J.W. A review of pshychoendocrine research on the sympatheric-adrenolmedullary system. Pshychosom. Med. 1968; 30: 631–53.

9. Пузин М.Н., Кипарисова Е.С. Проявления профессионального стресса у медицинских работников (обзор литературы). Вестник Медицинского стоматологического института. 2020; 3(54): 30–5.

10. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В. Измерова Н.И., Кузьмина Л.П. Труд и здоровье. М.: Литтерра; 2014.

11. Saito K. Occupational stress and workershealth. Book of abstracts XIV Asian conference on occupational health. China; 1994.

12. Калимо Р. Психологические и поведенческие реакции на стресс в условиях работы. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под редакцией Калимо Р., М.А. Эль-Батави, Купера К.Л. Женева: ВОЗ; 1989.

13. Производственный стресс, его выявление и профилактика: Методические рекомендации. Ижевск; 1994.

14. Бухтияров И.В., Матюхин В.В. Физиология труда: теоретические и научно-практические аспекты современности. Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2014; 100(10): 1118–29.

15. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А., Мойкин Ю.В. Задачи физиологии труда в свете современных проблем профилактики заболеваний работающих. Гигиена труда и профзаболевания. 1984; 11: 1–4.

16. Мойкин Ю.В., Киколов А.И., Тхоревский В.И., Милков Л.Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжений. М.: Медицина; 1987.

17. Розенблат В.В. Об оценке тяжести и напряжённости труда. Функции организма в процессе труда. М.; 1975: 8–30.

18. Бухтияров И.В., Матюхин В.В., Юшкова О.И. и др. Проблема стресса и напряжённости трудовой деятельности в медицине труда. В сборнике: «Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Москва; 25–26 ноября 2015 г.: Боевой стресс. Медико-психол. реабилитация лиц опасных профессий. Военно-медицинское управление ФСБ России». М.: Граница; 2015: 89–97.

19. Капустина А.В., Кузьмина Л.П., Юшкова О.И., Сериков В.В. Психофизиологическая оценка устойчивости к стрессу при нервно-эмоциональной умственной деятельности. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; 5(107): 83–89 https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.050

20. Шадрина А.Ю., Иванова Н.Г. Стресс и стрессоустойчивость медицинских работников. Chronos. 2019; 7(34): 25–8.

21. Лях Л.Ю. Психологическая устойчивость как фактор преодоления стресса у медицинских работников. В сборнике: Психологическая студия. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск. 2019: 99–101.

22. Климонтова О.А. Психологическая устойчивость к стрессам. Вестник Науки и Творчества. 2019; 1(37): 18–21.

23. Жарких Н.Г., Логвинова Т.Г. Профессиональный стресс педагогов. Образование и общество. 2020; 4(123): 129–34.

24. Vardanyan S.A. Stress, professional deformation and emotional burning in the professional activity of a teacher. Научные вести. 2020; 3(20): 17–24.

25. Бухтияров И.В. Современное состояние и основные направления сохранения и укрепления здоровья работающего населения России. Медицина труда и промышленная экология. 2019; 59(9): 527–32.

26. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. Вопросы психологии. 1997; 2: 3–14.

27. Rogers E. Diffusion of Innovations. Simon and Schuster. 4th Edition. 2010.

28. Баймаков Е.А., Мишкич И.А. Научное обоснование комплекса профилактических мер сохранения здоровья с учётом особенностей профессиональных и поведенческих факторов риска для преподавателей образовательных организаций высшего и среднего медицинского образования. СПб.; 2019.

29. Мельцер А.В., Мишкич И.А., Соловьева Л.В., Баймаков Е.А. и др. Организация работы и совершенствование подготовки медицинских кадров в области формирования приверженности у населения к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний: методические рекомендации для медицинских работников и преподавателей медицинских учебных заведений. СПб.; 2017.

30. Бухтияров И.В., Матюхин В.В., Юшкова О.И, Шардакова Э.Ф., Рыбаков И.А. Формирование здорового образа жизни работников для профилактики перенапряжения и сохранения здоровья. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 6(279): 16–9.


Рецензия

Для цитирования:


Баймаков Е.А., Мишкич И.А., Еременко С.А., Юшкова О.И., Капустина А.В., Зайцева А.В., Ониани Х.Т. Профессиональный стресс у педагогических и медицинских работников и его профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(2):122-128. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-2-122-128

For citation:


Baimakov E.A., Mishkich I.A., Eremenko S.A., Yushkova O.I., Kapustina A.V., Zaitseva A.V., Oniani Kh.T. Occupational stress in teaching and medical workers and its prevention. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2023;63(2):122-128. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-2-122-128

Просмотров: 511


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)