Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Особенности психофизиологической адаптации курсантов в процессе профессионального освоения морских специальностей

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-12-19-24

Аннотация

Введение. Профессиональная среда и производственные факторы определяют специфику обучения на специальностях морского профиля. При этом отмечается, что воздействие ряда неблагоприятных учебно-профессиональных и экологических факторов вызывают высокий уровень физического и нервно-психического напряжения.

Цель исследования — изучить особенности адаптации к учебе при освоении профессиональных навыков морских специальностей у курсантов высшего морского учебного заведения и проведение медико-психологической реабилитации.

Материалы и методы. Были обследованы 120 курсантов 3 и 4 курса обучения мужского пола: 70 (опытная группа) и 50 (контрольная группа) Возраст курсантов составлял 21±0,4 года. Для изучения особенностей адаптации курсантов проводилось психологическое исследование: «Шкала реактивной тревожности и личностной тревожности» Спилбергера и «Методика измерения степени выраженности нервно-психического напряжения» Немчина. Статистический анализ проводился с использованием программы «Statistica for Windows 10.0».

Результаты и их обсуждение. Установлено, что после трех месяцев плавания большая часть курсантов оказывается в состоянии дезадаптации. Результаты углубленных клинико-лабораторных исследований показали, что среди обследованных практически здоровыми были 39,4%, имели в анамнезе хронические заболевания 60,6%. В связи с этим разработана система медико-психологической реабилитации, представленная методами первичной и вторичной профилактики. Одним из методов профилактики заболеваний представлен восстановительным комплексом мероприятий с включением модифицированного нами метода прерывистой нормобарической гипоксии. Определена оптимальная схема применения прерывистой нормобарической гипоксии в комплексе с ВЛ.

Выводы: Состояние адаптации курсантов высшего морского учебного заведения в процессе профессионального освоения морских специальностей характеризуется повышенным нервно-психическим напряжением, тревогой и регистрируется в 57,3% случаев. Установлено, что после трех месяцев плавания большая часть курсантов оказывается в состоянии дезадаптации. Для профилактики заболеваемости и сохранения здоровья предложена система медико-психологической реабилитации с включением метода прерывистой нормобарической гипоксии на фоне комплекса ВЛ. Медико-профилактические мероприятия позволяют решать проблемы нервно-психического напряжения, способствуют снижению показателей заболеваемости, предотвращению развития дезадаптационных расстройств, снятию состояние чрезмерного функционального напряжения организма. Это способствует сохранению и укреплению здоровья курсантов и является важным этапом профилактики психических и поведенческих расстройств, связанных с трудом.

Об авторах

П. Ф. Кику
ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет»
Россия

Школа биомедицины

ул. Суханова, 8, Владивосток, 690950



Е. В. Жовнерчук
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова»; ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России»
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275; Волоколамское шоссе, 91, Москва, 125371.


И. П. Мельникова
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Россия

Мельникова Ирина Петровна, проф. каф. безопасности жизнедеятельности, д-р мед. наук

ул. Верхнепортовая, 50 А, Владивосток, 690003



Н. И. Измерова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова»
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275


К. М. Сабирова
ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет»
Россия

Школа биомедицины

ул. Суханова, 8, Владивосток, 690950



Список литературы

1. Мельникова И.П., Кику П.Ф., Мельников А.Р., Ярыгина М.В. Здоровье курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских специальностей. Владивосток: Издат. Дом Дальневосточный Федеральный университет; 2015.

2. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. Медико-санитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы). Мед. труда и пром. экол. 2016; (6): 43–6.

3. Carotenuto A., Molino I., Fasanaro A. M., Amenta F. Psychological stress in seafarers: a review. International Maritime Health. 2012; 63 (4): 188–94.

4. Весна Е.Б., Михайленко Е.В. Личностные ресурсы, как фактор адаптации-реадаптации моряков к измененным условиям жизнедеятельности. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга; 2011.

5. Агаджанян H.A., Макарова И.И. Среда обитания и реактивность организма. Тверь: Изд-во Фамилия; 2001.

6. Будук-оол Л.К., Ховалыг А.М., Сарыг С.К. Психологические особенности студентов первокурсников, проживающих в условиях климатогеографического и социального напряжения Республики Тува. Экология человека. 2016; 3: 37–42.

7. Лыкова Е.Ю. Физиология адаптации: материалы 2-й Всероссийской науч.-практ. конф. Волгоград: Волгоградское науч. издат-во; 2010: 318–21.

8. Нотова С. В., Алиджанова И. Э., Кияева Е. В., Акимов С. С. Показатели психофизиологической адаптации студентов разных социальных групп. Экология человека. 2015; 11: 41–7.

9. Белокобыльский Н.Д., Гараничев В.С., Калинский П.П. и др. Психические нарушения у рыбаков и моряков. Владивосток: Дальнаука; 1995.

10. Есауленко И.Э., Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н. Гигиеническое обоснование системы управления профессиональными рисками у студентов. Мед. труда и пром. экол. 2017; 4: 13–8.

11. Nielsen M. B., Bergheim K., Eid J. Relationships between work environment factors and workers’ well- being in maritime industry. International Maritime Health. 2013; 64 (2): 80–8.


Рецензия

Для цитирования:


Кику П.Ф., Жовнерчук Е.В., Мельникова И.П., Измерова Н.И., Сабирова К.М. Особенности психофизиологической адаптации курсантов в процессе профессионального освоения морских специальностей. Медицина труда и промышленная экология. 2018;(12):19-24. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-12-19-24

For citation:


Kiku P.F., Zhovnerchuk E.V., Melnikova I.P., Izmerovа N.I., Sabirova K.M. Peculiarities of psychophysiological adaptation of marine cadets during professional training in marine specialities. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2018;(12):19-24. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-12-19-24

Просмотров: 550


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)