Комплексная профилактика профессионального выгорания у педагогов
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-27-33
Аннотация
Профессиональное выгорание у педагогов является многофакторным процессом. В связи с этим проведено комплексное изучение факторов риска профессионального выгорания педагогов начального общего образования, среднего общего образования и дополнительного образования учебных учреждений Ростовской области (РО). Установлены достоверные взаимосвязи между профессиональным выгоранием у педагогов, условиями труда и психосоциальными производственными факторами. Интегрированный подход к изучению предикторов профессионального выгорания явился основой разработки программы комплексной профилактики профессионального выгорания у работников педагогической сферы с учетом условий труда, психосоциальных факторов риска, состояния здоровья, качества жизни и работоспособности.
Об авторах
О. П. ПонамареваРоссия
Понамарева Оксана Петровна - ассистент кафедры профпатологии с курсом МСЭ ФПК и ППС ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минздрава РФ.
Пер. Нахичеванский, 29, Ростов-на-Дону, 344022
Е. П. Конторович
Россия
Конторович Елена Павловна - ассистент кафедры профпатологии с курсом МСЭ ФПК и ППС ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минздрава РФ.
Пер. Нахичеванский, 29, Ростов-на-Дону, 344022
Д. А. Заболотникова
Россия
Заболотникова Дарья Александровна - студентка ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ.
Ул. Трубецкая, 8, Москва, 119991
Список литературы
1. Корчевский, А.М. Здоровье преподавателя — основа эффективности педагогического процесса. Вестник АмГУ. 2016; 74: 137–40.
2. Туренко Е.А. Особенности совладания учителей с профессиональным стрессом. Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2010; 4 (12): 186–92.
3. Степанов Е.Г., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Овсянникова Л.Б. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов в современных условиях. Мед. труда и экол. чел. 2016; 1: 33–9.
4. Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Системный подход в оценке напряженности труда и умственной работоспособности. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2016; 1: 23–33.
5. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 2 (9): 106–11.
6. Водопьянова Н.Е., Никифoрoв Г.C., Нaзaрян O.Н. Интрacубъектные фaктoры уcтoйчивocти к прoфеccиoнaльнoму выгoрaнию препoдaвaтелей в уcлoвияx рефoрмирoвaния выcшей шкoлы в Рoccии. Coвременные иccледoвaния coциaльныx прoблем. 2013; 2: 163–84.
7. Teachers Health. Scheuch K., Haufe E., Seibt R., Dtsch Arztebl Int. 2015; 112 (20): 347–56; DOI: 10.3238/arztebl. 2015.0347.
8. Побединская, И. В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: тезаурус исследования. Известия ВГПУ. 2017; 1 (274): 32–41.
9. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция соматической клинике. СПб.: Речь; 2011.
10. Волкова Т.И., Бородкина М.В. Об организации психологической профилактики синдрома профессионального выгорания у педагогов. В сборнике: Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) Курск: КГУ. 2007: 33–5.
11. Bianchi R., Schonfeld I.S., Vandel P., Laurent E., “On the Depressive Nature of the «Burn-out syndrome»: A Clarifi cation”. European Psychiatry. 2017; 41: 109–10.
12. Шереги Ф.Э., Арефьев А. Л., Царьков П. Е. Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр социологических исследований, Российская академия наук, Институт социально-политических исследований. М.: Социоцентр; 2016.
13. Juhani Ilmarinen Work Ability Index (WAI). Occupational medicine. 2007; 57: 160 doi:10.1093/occmed/kqm008.
14. de Zwart B., Frings-Dresen M. Test-retest reliability of the Work Ability Index questionnaire. Occup. Med. (Lond) 2002; 52: 177–81.
15. Peltonen M., Laatikainen T., Borodulin K., Wikström K., Jousilahti P., Jula A. et al. Kansallinen FINRISK 2007. hälsoundersökningen Folkhälsoinstitutets publikationer, B34/2008, 72 sidor.
16. Terluin B., van Marwijk H.W.J., Ader H.J., de Vet H.C.W., Penninx B.W.J.H., Hermens M.L.M., van Boeijen C.A., van Balkom A.J.L.M., van der Klink J.J.L., Stalman W.A.B. Th e Four-Dimensional Symptom Questionnaire (4DSQ): a validation study of a multidimensional self-report questionnaire to assess distress, depression, anxiety and somatization. BMC Psychiatry 2006; 6: 34.
17. Конторович Е.П., Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П. Использование четырехмерного опросника для оценки психоэмоционального состояния у работников непроизводственной сферы. Мед. труда и пром. экол. 2015. 9: 73–4.
18. Яковлева Н.В., Горблянский Ю.Ю., Пиктушанская Т.Е. Факторы прогнозирования риска развития пояснично-крестцовой радикулопатии и коморбидных заболеваний у шахтеровугольщиков. Мед. труда и пром. экол. 2016 9: 23–7.
Рецензия
Для цитирования:
Понамарева О.П., Конторович Е.П., Заболотникова Д.А. Комплексная профилактика профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2018;(7):27-33. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-27-33
For citation:
Ponamareva O.P., Kontorovich E.P., Zabolotnikova D.A. Comprehensive prevention of occupational burnout of teachers. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2018;(7):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-27-33